В октябре 2011 года я пришел в гости к художнику . Мне хотелось посмотреть ее работы и попытаться определить направление в искусстве, которым движется художник.
То, что показала Надежда, было для меня неожиданно. Очень неожиданно и очень интересно. Мне не хотелось бы присваивать работам художника такие не любимые мной определения как примитив, как наивное искусство, потому что это и не примитив, и не наивное искусство. Это искусство человека, знающего законы искусства и законы живописи, но выбравшего для себя совершенно определенную форму. Я не хочу говорить, что художник продолжает традиции наивного искусства. С моей точки зрения, она продолжает традиции многого, что было в искусстве и сложилось на сегодняшний момент.
На первое место зачастую ставят владение ремеслом и техническими навыками. Однако, ни в коей мере не умаляя важности профессионального владения мастерством, художественное качество произведения определяется не уровнем ремесленного исполнения, а уровнем ассоциативно-образного решения. Убедительно твое решение для зрителя – хорошо. Сейчас приоритеты меняются. Сегодня приоритетным становится следующее: ЧТО ты хочешь сказать, О ЧЕМ ты хочешь сказать и насколько хорошо ты можешь это сделать.
Надежда почувствовала главное, что, как мне кажется, мотивирует ее в работе – не нужна просто видовая картинка, требуется ассоциативно-образное пространство, в котором человек может очутиться, и в котором он вместе с художником может домысливать, достраивать, жить…
Живопись Надежды очень оптимистична. В любой картине есть ощущения праздника. Весна или лето, осень или зима - все многоцветно, все удивительно и причудливо.
Конечно, чувствуется, что это живопись человека, который очень прочно связан с русской культурой и с традиционным искусством. Возможно, жизнь внесет свои коррективы и расставит акценты, но, по крайней мере, сейчас интересно следующее: Надежда сделала очень серьезную заявку на некую новую форму искусства начала XXI века, а может быть и более широко. То есть это синтетическое искусство, которое включает в себя все.
Пожалуй, здесь требуются небольшие пояснения. По сути дела, за тем что делает выстраивается длинный ассоциативный ряд: там и фреска, там и народная роспись, там и гобелены. Художник ничего не воспроизводит, ни в одном из этих жанров и направлений, но ты понимаешь, что стоит в основе ее творчества. Она все впитала, переработала и выдала совершенно самостоятельный почерк и стиль.
Наследие искусства авангарда XX века в ее живописи также присутствует. Но, вот что интересно: приходишь на большие выставки современного искусства, и видишь, что сегодня идея авангарда фактически репродуцируется не как творческое начало, а как формотворчество, как некая привычная узнаваемая форма. А у Надежды это авангардное начало живое, оно как будто только что формируется, потому что художник в своих работах возвращает нас именно к тому, что породило авангард, что заставило искусство пойти в эту сторону.
Но мы не должны забывать, что худо-бедно кончилось первое десятилетие XXI века. Меняется мир, все в нем меняется, и искусство, к которому мы привыкли, и которое разложили по полочкам, также меняется. Теперь уже и ХХ век наше прошлое.
Встает вопрос, что может нам предложить художник ХХI века? И в данном случае мы видим интересную ситуацию, некое ощущение возврата к ренессансной традиции, временам, когда художник Ренессанса мог сделать все – он расписывал фрески в церкви, он писал портреты, он занимался декоративно-прикладным искусством, архитектурой, архитектурными украшениями, и так далее.
Сегодня существует стойкое предубеждение и в профессиональной среде, и в среде критики: «Как это так, человек занимался прикладным искусством, а теперь занимается живописью. Он же непрофессионал!». Почему я и возвращаюсь к разговору о синтетическом искусстве.
Оказывается, что художественное мышление и умение в тех или иных формах визуально, выразить свои чувства, и свои ассоциации не связано с четким следованием жанру. То есть, в современном мире, с его системой информации, с его уже сложившейся привычкой визуального восприятия, начинают появляться некие другие творческие эмоциональные направления.
Возникает законный вопрос - почему? Почему на картине нет ничего конкретного: места, времени суток, месяца? Есть просто лето. Зачем, таким образом, художнику изображать лето?
В прошлом подавляющее большинство людей могло увидеть картину, но не могло попасть в то место, где был художник. Отсюда была востребована узнаваемость места, которое изображалось.
Сегодня все переменилось. Способов запечатлеть любой пейзаж множество. Первое, можно сделать реалистический рисунок. Второе, можно взять фотоаппарат. Третье, можно посмотреть на компьютере или в телевизоре. И, наконец, многие, кто видит картину, без больших усилий могут попасть в то или иное место. Но, как ни странно, при большом выборе возможностей фиксации, сегодня становиться востребованным не картинка, не изобразительность этого места, а образ этого места.
Именно чувственный, эмоциональный образ, образ, который запоминается. Не так важно где, не так важно когда, но это точно лето. Вот так на этот вопрос и отвечает. Как художник она это чувствует и выражает это художественным языком.
В тоже время Надежда сделала самостоятельный шаг по дороге новой, по дороге неизведанной, по дороге, которая обозначила новые вызовы, и на них только начинают отвечать.
Плюс ко всему, возможно, что на этой дороге она более смела, чем ее собратья живописцы, потому что она не связана многими условностями, канонами, стереотипами.
Я позволю себе вернуться к началу статьи и еще раз сказать, что речь идет о работах из цикла “Времена года”. Что будет дальше, я не знаю. Но в рамках того, что я увидел, определенно могу сказать: у нее получилось.
И мне кажется, что это интересно.
Это мое размышление не только о том, что она сделала сегодня.
Бывает так — проходит время и потом вдруг про те или иные работы и про тех или иных художников говорят: они стояли у истоков того-то и того-то… |